Алый парус (alij_parus) wrote,
Алый парус
alij_parus

Categories:

"Мы - поколение, которого нет?" (Настя, 20 лет)

Статья педагогического публициста, участницы коммунарского движения Ольги МАРИНИЧЕВОЙ для "Новой газеты"


1. Светлое постсоветское детство

...Свершилось. Как сказала бы при этом свою коронную фразу Зоя Ерошок, моя любимая младшая коллега: "Здесь - радость, здесь - прыгать!"

В июньском номере "Нового мира" вышли в свет рассказы молодой украинской писательницы Тани Малярчук. Год рождения Тани - 1983-ий, Иваново-Франковск. Первый из рассказов под названием "Love is..." так и начинается:

"Когда-то, во времена моего светлого постсоветского детства, были такие турецкие жвачки "Love is..."

12.43 КБОни не выдерживали никакой конкуренции с "Дональдом Даком" и "Турбо"... Но производители "лавизок", очевидно, заботились совсем не о вкусе или запахе. Своей на первый взгляд ненужной и неприметной деятельностью они возвращали деморализованное общество в лоно вечных духовных ценностей. Обертки, ради которых, собственно, и покупались "лавизки", предлагали целую коллекцию определений любви..."

Я испытала легкий смысловой шок - не из-за жвачек, конечно. Просто так не бывает, так не говорят - "светлое постсоветское детство", это нонсенс, оксюморон и прочий симулякр, ведь всем известно - "светлым и счастливым" принято называть детство как раз советское, а постсоветское таким не может быть по определению!

Но автору - виднее. Злоключения "переходного периода" для нее, ребенка, не были трагедией, в отличие от ее родителей - но и их мытарства автор описывает легко, светло, без надрыва и с юмором.

А радость моя и потрясение от того, что на моей памяти это первый опыт художественного осмысления, отражения изнутри качественно нового, еще неопознанного обществом объекта-явления: пореформенного детства на постсоветском пространстве. Первая заявка на автопортрет нынешних двадцатилетних, ведь автопортрет этот в современной нам традиции отечественной - и родственной ей по исторической судьбе словесности ближнего зарубежья - как раз и начинается обычно с появления в печати детских воспоминаний его представителей (если это, конечно, зрелая, качественная проза). В данном случае это событие особое - воспоминания о детстве первого "непоротого" поколения, впервые за семьдесят лет отечественной истории XX века избежавшего в детстве и отрочестве прессинга государственной идеологии, единой и нерушимой, в лице бюрократизированной, единообразной государственной школы и столь же неотвратимо неизбежного конвейера "октябрята - пионеры - комсомольцы"...

В общении же с ними уже в "реале" подметила наиболее значимое, пожалуй, для большинства из них качество: позитивность. Так и говорят друг о друге кратко и одобрительно: позитивная девушка, позитивный парень. То есть нацеленный на конструктив, на радость и оптимизм, на созидание, действие и сотрудничество - словом, не нытик, не "тормоз".

И это благая весть. Все же в том, что эти ребята в большей своей части, в своей основе более здравы, здоровы, более свободны, "без фанатизма" и без кучи комплексов, не скособочены, не искривлены в своем детском и юношеском развитии в отличии от нас всех, прежних, - и есть, я считаю, главное оправдание и исторического выбора, исторического курса случившейся в 80-х перестройки и столь тяжко давшихся затем реформ. Если они, такие, появились - значит, не все зря, значит, оно того - стоило.

...Да вот беда: это утешение очень мало кто способен услышать, распознать. Все же взрослые у нас по своему менталитету совсем по-детски очень уж эгоцентричны, сосредоточены на себе - и попросту не умеют читать именно в юных душах и оттиск прошлого, и рисунок ближайшего будущего, его послание - а ведь оно куда точнее любых научных или астрологических прогнозов.

Мне просто повезло: с 60-х годов минувшего века моя жизнь тесно связана с "Алым парусом" - легендарной страницей для подростков в прежней, тоже легендарной теперь уже "Комсомолке", а затем в "Учительской газете", и с одноименным коммунарским ребячьим клубом при этих выпусках. Сначала, в свои 14-16 лет - в качестве читателя, затем - организатора.

Так вот мы в редакции "КП" с 70-х по начало 90-х, вплоть до закрытия новым редактором "Паруса", просто физически и даже мистически ощущали этот прибой, эти волны поколений, сменяющих друг друга каждые десять, а то и меньшее количество лет (по версии ученого А.В. Мудрика бывают поколения короткие, а бывают длинные - в зависимости от конкретных социально-политических условий и времени, отпущенного для реализации той или иной возрастной общности: в застой это долгий период, в годы перемен идет более быстрая смена).


2. Это песня, дружище, твоя и моя

А бывает и вовсе - резонанс, совпадение. Энергетическое, стилистическое, интонационное единство некоего основного лейтмотива восприятия и отражения мира у раздельных по времени, ничем казалось бы, не связанных друг с другом генераций. Мне, к примеру, гораздо проще оказалось совпасть с нынешними молодыми людьми, нежели с их ровесниками 70-х годов в тогдашнем нашем клубе, хотя те были всего на пять-шесть лет меня младше, а эти - на целую жизнь. По интонации, по доминантному настрою значительная часть этого молодого поколения вообще, как мне кажется, близка к шестидесятничеству, шестидесятникам (может, и не случайно порой употребляют нынче термин "оттепель" по отношению к сегодняшнему дню) - в то время как юные семидесятники, я хорошо это помню, рьяно "судились" с наивом, розовым оптимизмом и примитивом, на их взгляд и вкус, своих предшественников - нас и наших более старших кумиров. К примеру, "нашему" Визбору (чересчур для них "простому"), противопоставляли "своих", более "сложных" Гребенщикова, Ланцберга... Потом-то, конечно, приоритеты и вкусы постепенно перемешались и стали общими - перед лицом уже следующих "отрицателей".

...Когда в этом году ребята (новый состав клуба) решили собрать и подготовить к изданию книгу об "Алом парусе" и погрузились в архивы и подшивки газет, начиная с истока, с начала 60-х - их реакция меня поразила. "Это точно про нас написано!", заявили они. "Это вообще моими словами обо всем сказано", - добавила одна из девушек...

Прежде всего ребята имели в виду очерки о подростках 60-х Симона Львовича Соловейчика, одного из создателей "АП" и вообще отечественной подростковой и педагогической публицистики в стране. В октябре этого года ему исполнилось бы 80 лет. Даже сами названия тех очерков говорят сами за себя - вкратце приведу их суть, уж больно суть эта нынче необычна, невозможна для современной публицистики. "Вариантов не признаю" - об Айке Катанджяне, бескомпромиссном коммунаре-десятикласснике из "Орленка"... (Добавлю, что годы спустя Айк стал первым секретарем ЦК комсомола Армении и неизменно передавал мне в "Комсомолку" через нашего собкора Арама Саркисяна в качестве привета заветный девиз коммунаров: "Наша цель - счастье людей". А я в ответ - неизменную концовку: "Мы победим, иначе быть не может!". Никогда не встречались, лично знакомы не были, но было большее - духовное родство идеалов, воспринятых в отрочестве в организованном "Комсомолкой" и лично Соловейчиком через "Орленок" Всесоюзном юношеском коммунарском движении, неожиданно для нас самих и во взрослости ставших сутью и смыслом всей жизни).

Его же очерк "Посевернее, повосточнее" - как компания друзей-одноклассников решила окончить школу экстерном и вместе уехать куда-нибудь подальше из Москвы посевернее, повосточнее, и что из этого вышло. Вот и весь сюжет - а как захватывает! И, конечно же, очерк о Мише Гринине, ставшем в одночасье героем и кумиром всех читателей "АП", особенно читательниц - весь же героизм этого юноши заключался в упорном, ежедневном писательском труде - "Я от стола ни шагу не ступлю", - в чистых, светлых мыслях, таких же стихах и поступках. И - ранней гибели под колесами грузовика с пьяным водителем за рулем на рассвете после выпускного вечера. Остались эти чудесные стихи и мастерски-безыскусная повесть о детском путешествии с семьей "Пароход идет в Ростов", изданные вскоре Симоном Львовичем отдельной книгой. Для нас это было ключевое имя, как пароль - Миша Гринин - для узнавания родственных душ и в отрочестве, и во взрослой жизни, спустя десятилетия. Как и имя гениальной девочки-художницы Нади Рушевой, тоже рано погибшей и тоже открытой "Алым парусом". Согласитесь, все же такие кумиры, такие герои подростков - нечто совсем другое, нежели милейший Дима Билан и прочие "Ранетки". И мне было страшно важно, что их признали своими новые нынешние старшеклассники и студенты младших курсов, входящие в наш клуб.

...Может, и вправду повторяются какие-то энергетические волны в самом течении времени, порождая духовное, эстетическое, стилистическое родство и сходство психологических типов, ключевых образов молодежи разных хронологических формаций? Буду надеяться...

3. Хранители

Вот и Виктор Кочергин, ответственный секретарь Федерации детских организаций, тому же удивлен: "Мне за пятьдесят, ему - восемнадцать, но у нас с ним созвучные мысли о жизни, общие приоритеты..." Речь о Леше Ильине из Костромы, высоченном худющем студенте Московского химико-технологического Университета им. Менделеева, воспитаннике костромского областного лагеря актива "Соколенок".

Костромская область - одна из мощных региональных структур, входящих в Федерацию.Это единственная на всем постсоветском пространстве структура, объединяющая юных граждан всех республик бывшего СССР (кроме Прибалтики).

12.56 КБЗаметьте: не единицы или сотни "белых ворон"-одиночек, а сотни тысяч и миллионы (!) ребят организованных, творческих, ярко индивидуальных и при этом коллективистов, с явной общественной "жилкой", социальной направленностью личности... Это ведь хорошая новость, правда? И тут я опять удивляюсь, но совсем не радостно, скорее уж негодующе... Вот беда: новость эта явно никому особо и не нужна... Федерация (полное название СПО-ФДО: Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций) существует уже 20 лет. Но вполне допускаю, читатель слышит о ней впервые. Почему? Я уж, грешным делом, думаю: потому что хорошие дети - активные, яркие, добрые, с независимой личной и гражданской позицией - как ни парадоксально это звучит на фоне всех наших взрослых заклинаний, на самом-то деле, по большом счету никому особо и не нужны.

Что нынешнее взрослое общество знает существенного о подростках? То, что ему показала недавно в своем лихом сериале "Школа" Германика. Еще, пожалуй, помнятся тоже недавние зловещие телесюжеты об озверевших юных наци... С беспомощным, растерянным вопросом телеведущей к "экспертам" в финале показа: "Как же родителям распознать в подростке это страшное увлечение? По шнуркам в армейских ботинках, атрибуте их формы?"

Ну что же, по шнуркам так по шнуркам, раз уж остальные каналы взаимовосприятия взрослых и их проблемных детей наглухо блокированы...

Пересказываю сюжет Алексею Волохову, заместителю председателя МФДО (председатель - Елена Чепурных). И тут вдруг - впервые на моей памяти, а знакомы мы и сотрудничаем с Лёшей уже лет тридцать! - неизменно выдержанный, корректный, обходительный Волохов взрывается: "Не заводи хоть ты со мной этот разговор!" И мрачно замолкает. Слышать о юных фашистах Волохов уже не может. Как и о готах, эмо, сатанистах и прочих привычных уже "страшилках" на детскую тему, которые периодически все же вызывают кратковременную спонтанную реакцию (в основном - говорительную) властей и тех, кто по рангу вроде бы должен осуществлять в стране молодежную политику.

Потому и не может он уже больше слышать их беспомощные речи, что – профессионал крайне редкой и вообще не прописанной ни в общественном сознании, ни в документах, ни в списках профессий специализации. На счастье или на беду, он и его команда обладают бесценным, но по сути, невостребованным современным обществом даром: знать, что и как именно нужно делать с подростками, уметь помочь им сорганизовать свою жизнь и повести за собой к человеческим, гуманным целям.

Это и вообще-то очень серьезная и даже опасная социальная проблема: в сознании общества начисто отсутствуют позитивный образ современного подростка, юноши, молодого человека (правда, в детской, подростковой литературе только-только появились две-три первые ласточки, хоть и мизерными тиражами – о книгах Екатерины Мурашовой и Марины Аромштам, лауреатах премии «Заветная мечта», я надеюсь рассказать в ближайшее время. В центральной же газетной, журнальной, тележурналистике, кинематографе – полный ноль.)

Наркоманы, фашисты, юные убийцы и самоубийцы год за годом составляют коллективный портрет поколения, разбавленный разве что слащавым гламуром. Но ведь это – неправда, потому что не вся правда. И наше взрослое преступление в создании этой неполной правды, а попросту опасной лжи уже хотя бы в том состоит, что противостоять «плохим ребятам» должны «ребята хорошие», не уступающие, а то и превосходящие их по силе выразительности и заразительности примера – иначе ничего у самих взрослых, из усилий и потуг их взрослого общества не получится.

Так беспризорникам 20-30 годов противостоял пример коммунаров Макаренко, живой и к тому же захватывающе описанный им в «Педагогической поэме» и «Флагах на башнях»; так опасности безнадзорности, социальной депривации детей войны – пример тимуровцев, охвативший с самого начала 40-х годов всю страну после выхода фильма режиссера Александра Разумного по повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». От духовного слома во время излета оттепели конца 60-х и наступления застоя долгих 70-х – 80-х годов сотни тысяч, миллионы ребят спасло юношеское коммунарское движение, возникшее по инициативе тогдашней «Комсомолки» и «Орлёнка» на основе системы И.П. Иванова – книга о созданной им и его соратниками Фрунзенской коммуне Ленинграда стала настольной книгой для множества ребят, вожатых и педагогов тех лет. Как и созвучные ей книги детского писателя и Командора отряда «Каравелла» Владислава Крапивина.

Ну а тем же нынешним фашистам – кто и как может противостоять? Конечно, похвальны усилия спецструктуры МВД, созданной в последние годы, но ведь она, как и судебная система, имеет дело с вершками, а не с корешками. К тому же их успехи лишь добавляют в глазах ровесников ореола образу юных «борцов за идею», оказавшихся за решеткой. Просто прислушайтесь, как бурно, взахлеб, хоть и косноязычно, но абсолютно открыто в переполненном вечернем вагоне московского метро обсуждают экзальтированные юные девицы после очередной вылазки нацистов своих «Ромок», «Саньков» и их подвиги. Ну а если друга милого посадят – то вообще полный кайф ему передачи носить на зависть всем подружкам. Прям как в песне поется: «Любите, девочки, простых романтиков, отважных летчиков и моряков! Бросайте, девочки, домашних мальчиков, не стоит им дарить свою любовь». Вот только летчиков и моряков, похоже, заменили нынче в продвинутых девичьих грезах «борцы за идею» расовой чистоты и превосходства. Все ж таки – идея, романтика, не то, что у «ботанов» и прочих зануд.

Противопоставить им юных антифашистов? Но здравая молодежь, по моим наблюдениям, не очень-то различает этих «фа» и «антифа»: в их стычках, поясняют они, не поймешь, кто кого больше заводит и провоцирует. У одних – древний черносотенский клич «Бей жидов, спасай Россию!» с добавлением «свежей» терминологии по поводу «черных» и мигрантов вообще; у других – «Бей фашистов, спасай Россию!». И там, и тут прежде всего – бей! Как основа собственного "идейного" сплочения.

Потому-то Волохов лишь угрюмо отмалчивается, слыша очередные обличения «фашиков», что отчаялся дождаться от этих речей хоть сколько-нибудь грамотного понимания: нужна альтернатива. В духовном, идейном самоопределении юношества.

Идее расы противостоит – по правде, по сути – лишь идея братства. Или господство расы избранной – или братство людей вне рас и всех прочих барьеров. Третьего не дано – это важно для уяснения позиции в работе с ребятами.

Не случайно в нашей с ним общей коммунарской юности так важны были в работе с ребятами строки одной из «программных» песен:

«… Человеку важно знать людей,

Чтоб от них хорошего набраться.

Чтоб из всех идей идею братства

Ненароком он не проглядел.

А еще полезно знать, что он –

Не песчинка на бархане века.

Человек не меньше человека –

В этой теме важен верный тон.»

И найти этот «верный тон», выявить его в ребятах было важнейшей задачей старших на коммунарских сборах, "огоньках".

…Скажут: идеализм, «совковые» бредни и древности, на дворе-то пышным цветом капитализм цветет с его жестким, «категорическим императивом» быть индивидуалистом, эгоистом прежде и превыше всего. Ну, во-первых, чистых «измов» на планете, считай, не осталось – это лишь наша примитивная схема в сознании. А во-вторых – да не такие уж это и древности, ежели помнить, что при любой социально-экономической формации, при любой политической погоде существует пласт людей, коим жизненно необходимы и идея, и идеал, не сводимые к рациональной прагматике. А в отрочестве по самой природе возраста все – сплошь философы и романтики (явные или скрытые), жаждущие высоких материй, даже если окружающие этого в упор не видят и даже в самой возможности этой потребности ребятам отказывают.

А раз так, то, стало быть, и тревожиться, как эту потребность удовлетворить, незачем. На нет и суда нет. Взрослым куда как проще обличать, выявлять, хватать и прятать за решетку хоть тех, хоть этих, пугать друг друга очередными зловещими увлечениями ребятни – чем дать им альтернативу, опираясь на лучшее в каждом из них и в среде их ровесников. Кто ж спорит – хлопот куда больше, вот потому, очевидно, «хорошие ребята», о которых речь, как бы вовсе и не нужны, без надобности – как и Волохов со своей федерацией.

А и вправду подумать – кому они нужны? Партайгеноссе и прочим государевым служащим всех уровней? Те, к примеру, спускают Волохову разнарядку: прислать 200 или 300 детей на церемонию открытия такого-то важнейшего мероприятия.

Волохов детей не шлет, попутно пытаясь просветить (все-таки доктор педагогических наук, профессор) «ответственных товарищей», что нельзя детей немотивированно вырывать из их общественной жизни и т.п. – как об стену горох. Ясное дело, товарищам сверху такие бесполезные дети без надобности. А их организация словно и вовсе не существует. Что с нее поимеешь? А от зависимости от любых партий, особенно правящей, ребят в ФДО берегут особо.

Волохову не привыкать. Уже сколько их, властителей этих, за время жизни его команды сменилось! Случай уникальный: от всей мощнейшей, но рухнувшей в одночасье ЦК КПСС-эшной и ЦК ВЛКСМ-ной структуры остались в России, в центре Москвы, по прежнему адресу «Новая площадь, дом 8», всего два этажа. И те же люди в тех же кабинетах, что и при советской власти: это бывший школьный отдел ЦК комсомола и бывший Центральный совет Всесоюзной пионерской организации. Вот это и есть нынешний СПО-ФДО.

Впрочем, комсомольскими функционерами в чистом виде они и тогда не были. «Подпольщики с Новой площади» назвала я к прежнему юбилею очерк о них в «Учительской газете». Волохов родом из Воронежа, из прокоммунарского лагеря актива «Искра». Будучи затем комиссаром одноименного педагогического отряда (где и познакомился с будущей женой и сподвижницей Женей), совмещал комиссарство с постом заместителя заведующего школьного отдела обкома комсомола, и при первой же встрече мне стало ясно, что для него важнее. К началу перестройки, надо сказать, было немало в комсомоле таких творческих «совместителей» (тому пример – и воспоминания Михаила Ходорковского о начале своей общественной биографии в комсомоле.

Так вот именно Волохов с командой, будучи тогда уже инструктором школьного отдела ЦК ВЛКСМ, совершил для нашей страны невероятное: мирный, относительно безболезненный перевод всей системы общественной работы с детьми и юношеством в режим новых социально-политических условий. Решения о роспуске пионерской организации принимали не ребята, конечно же, а новые взрослые властители – без всяких раздумий, под общую гребенку – и профессионалов, конечно же, тоже не спросили. И тогда на последнем, Х слете пионеров в «Артеке» в 1991 году принято было решение о создании Федерации – правопреемнице пионерии и школьного комсомола с уже новыми, более демократическими принципами и максимальной независимостью от любого правящего режима. Главное – удалось сохранить кадровый вожатский состав и методическую базу, развернув и обогатив ее новыми программами от «Ордена милосердия», «Школы взаимной человечности» до Театров моды.

Они просто не имели права рухнуть вместе с советской властью – ведь за ними шли дети.

…О достижении таможенного союза трех республик бывшего СССР летом трубят все СМИ, а то, что сохранены реальные, живые связи миллионов ребят почти на всем пространстве Советского Союза, что у них общие праздники, фестивали, ассамблеи, дела и программы – вообще, что ли, ничего не значит?

Большинство населения, включая даже школьных педагогов, убеждены, что никаких таких общественных организаций у детей и подростков нынче попросту нет. «Выходит, - резюмировала наш разговор двадцатилетняя Настя Степина, студентка журфака Высшей школы экономики, чье детство, юность прошли в лагерях и штабах актива Тульской области, - мы – поколение, которого нет?»

4.Взыскующие власти.

Но есть, есть опора, надежда и свет очей у нынешних властителей! Даже уже не самих по себе распиаренных участников кремлевских проектов «Наши», «Молодая гвардия»,а чуть раньше – «Идущие вместе» имею в виду, а идущие от них и с самого верха волны, «сигналы» их ровесникам. Та же позитивность в молодом поколении ведь может проявляться по-разному: во время недавнего радиоопроса многие двадцатилетние респонденты, как под диктовку, взахлёб исповедались:»Люблю Путина и Медведева, хочу быть политиком, депутатом!» Не олигархом уже, не брокером и менеджером, не юристом-экономистом – депутатом. Виват, Вам, господин Сурков! И – почётное Вам звание очередного «эффективного менеджера». Задумали оболванить молодежь, внедрить в мозги через госмеханизмы простейшие мантры типа «либералы развалили страну, но пришли мы, новые люди, патриоты, и у вас теперь есть шанс: вы – лидера, вы – власть, вперёд, новая Россия!»

И – получилось! Не возражаю: менеджмент и вправду эффективный. А вот настоящего ответственного профессионализма – ноль ( само слово «менеджмент»ведь весьма удачно снимает в самой своей семантической основе старомодную моральную ответственность). И то в лучшем случае. Налицо – сплошные минусы и негативы. Если, конечно, иметь в виду интересы личности, поколения, а не правящего режима, ставящего задачу очередную задачу перед игровым безответственным интеллектом якобы интеллигентов, оказавшихся в верхнем эшелоне власти.

Доктор педагогических наук, профессор Сергей Данилович Поляков из Ульяновска, прошедший школу коммунарства ещё с отрочества, в собственной научной работе в ульяновском педуниверситете, в том числе – в отслеживании детско-юношеских движений 60-х по нынешние годы, утверждает: все ребячьи и молодёжные общности тяготеют к одному из двух всего полюсов. Это или «мы лидеры, мы – власть!» (будущая, близкая, нынешняя), или – «мы живём для улучшения окружающей жизни». Понятно, что подспудно в той или иной степени присутствуют обе тенденции, но от старших и от здоровья самой общности зависит, что именно доминирует. У коммунаров это выражено в главных законах: «Наша цель – счастье людей», «Живи для улыбки товарища», «Нести радость людям»

Вслушайтесь: или – «мы - власть», или – «счастье людей», «улыбка товарища». Совершенно разные парадигмы, отсюда – разная тональность, разная стилистика всего образа жизни общности и затем, «по жизни» - разное «звучание» самого человека, выходца из тех или иных объединений.

В коммунарстве мы всегда сознавали опасность и политизации жизни ребят, и «вождизма» у особо властолюбивых из них. Целая система постоянной сменности, краткости властных полномочий и погружения в них всех без исключения ребят (что исключало «касту избранных»), временный характер то и дело возникающих мобильных, летучих творческих разновозрастных коллективов были заложены внутри гениальной методики И.П. Иванова – не случайна уже сегодняшняя авторитетная экспертная оценка этой методики академиком РАО, доктором педагогических наук Б.М. Бим-Бадом, как наиболее жизнеспособной эффективной воспитательной системы, рожденной в ХХ веке.

Конечно, всего не предусмотришь. Но когда к Фаине Яковлевне Шапиро, соратнице Иванова и «маме» знаменитой Фрунзенской коммуны Ленинграда, пришли старшие коммунары в середине 60-х и заявили, что дальше они «весь этот бардак» терпеть не намерены и потому «выходят на Сенатскую» - Фэя (так звали ее ребята), глазом не моргнув, ответила: «Очень хорошо. Только сперва давайте придумайте и составьте вашу программу, как и декабристы». Занятие оказалось столь увлекательным, что выход на площадь как-то перестал быть актуальным…

Нет, не потому лишь, что взрослые боялись за последствия для детей (хотя и это естественно). Да просто очень это вульгарно, низкопробно и безответственно: нацеливать ребят всерьез «брать власть». Это опасно прежде всего для духовного, душевного здоровья юного человека, которому и так по возрасту свойственен облегченный максимализм и шапкозакидательство: «что нам стоит дом построить, нарисуем – будем жить». И – неизбежные затем слом, а то и крах личности вместе со сломом властолюбивых иллюзий, завышенных ожиданий и самооценки. Либо такой вот «политик и депутат» сам пострадает, либо заставит страдать всех вокруг, всеми правдами и неправдами добиваясь заветной, за него сформулированной взрослыми дядями – Сурковым и его эмиссарами Якеменко и компанией – цели. Думаете, они возьмут потом на себя личную ответственность за все эти сломы и крахи? Не верьте, ребят – обманут. У них уже будут новые посты и новые проекты.

И вообще, бросьте, ребята бросьте – ваше ли это дело?

Хождение во власть, если говорить всерьез, требует совсем другой «жизненной стратегии».

Коммунарство, кстати, и здесь доказало свою эффективность: и в советское время многие из нас занимали ключевые посты на республиканском, региональном уровне, а в новые времена, к примеру, главой администрации президента Ельцина стал Валя Юмашев из коммунарского клуба при «Комсомолке», министром образования Карелии – Галина Разбивная, бессменный комиссар коммунарских «Веснянок»... Но это было и остается свободным, независимым, уже взрослым выбором каждого из них, а не реализацией некоей вымороченной программы, придуманной кем-то наверху.

Ну а если уж и в вправду озаботились всерьез подготовкой с младых ногтей будущей правящей элиты, будущих госслужащих высшего эшелона – то попытались хотя бы приблизиться по уровню и масштабности проработки задачи к проекту Сперанского, который несколько лет его разрабатывал «в четыре руки» - кстати, с молодым императором Александром, на тот период его другом и единомышленником. Так появился в России Царскосельский Лицей, давший стране не только Пушкина и декабристов, но и (об этом как-то не вспоминают, а это ведь было главной целью) блистательных дипломатов, министров, включая канцлера России князя Горчакова.

Кстати, истории России педагоги Лицея учили не только во всем ее величии, но и во всей ее кошмарности и трагизме. А как иначе воспитывать зрячий, просвещенный патриотизм? Иначе это уже не образование, а очередной «охмуреж ксендзов» и «опиум для народа» в виде мантр и заклинаний.

Сперанским в начале XIX века был совершен прорыв: создана учебная модель, не уступавшая Итону, в который тоже принимали детей с 12-13 лет. И что же? Итон стоит себе, как и английские газоны, мы же опять позоримся перед всем миром, зазвав зарубежных сверстников «нашистов» на их пресловутый форум в лагере «Селигер».

Опыт же Царскосельского Лицея был выстроен по высоким законам детства, отрочества, искусства и науки педагогики, а также высших идеалов служения Отчизне. И никакие современные технологии, включая политические (с привычным уже определением «грязные») не отменят, не заменят, этих законов, этих идеалов и их высоты.

Просто жаль безумно, если они опять не сработают на полную мощь в отношении нового, столь обнадеживающего молодого поколения. И оно из-за нашей взрослой слепоты и тупости пройдет, не раскрывшись в своих лучших, столь многообещающих качествах, так и оставшись «поколением, которого нет».

5. На связь вызываются Волшебники

Уже времени нет. Просто времени нету. Ведь младшие братья нынешних двадцатилетних, современные тинэйджеры, какие-то уже квёлые, вялые. И поют свой рэп, как молитву, как заклинание: «Лишь бы знать, что все не зря, лишь бы знать, что не напрасно»… Это дети уже наших утраченных иллюзий. В отличие от их старших братьев – детей времени наших надежд, рожденных в начале 90-х.

Кажется, время пассионарности «первачей»-непоротых не столь уж долгое… Нужно успеть.

15.24 КБ

Что же нужно?

Нужна связка. Нас, старших, ещё несущих дух шестидесятничества, молодняка и – тех, кого они возьмут под свой патронаж.

Конечно же, нас спасет Её Величество Игра. Точнее – Большая Социальная Игра молодежи «Ключи от Утопии» (так названа в нашей газете рубрика о возрождении на основе коммунарства и созвучных ему систем детско-юношеского движения).

Так как же сохранить и раскрыть потенциал двадцатилетних? Конечно же, преобразуя вместе с детьми окружающий нас мир. Кто ж спорит – совсем не сказочная досталось им реальность. А когда она была сказочной? Да никогда. Но всегда, во все времена, были Сказочники. Волшебники. Спасибо английской учительнице и ее детищу симпатяге Гарри Поттеру за юношескую «моду» на волшебство, за воскрешение вновь актуальной заповеди Александра Грина «Чудеса надо делать своими руками». У романтиков разных поколений разные и ключевые имена писателей. Для нас настольной книгой была «Игра в бисер» Генриха Гессе, у наших ребят-семидесятников – «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, затем – Кастанеда, Толкиен, теперь вот Гарри Поттер Джоан Роулинг.

Слово найдено: магистры игры (так уже сейчас называются себя вожатые одного из лагерей актива Костромской области).

Я имею в виду не просто книжный мечтательный романтизм одиночек – а одухотворенность деятелей рукотворных чудес, творцов сказочной реальности, коим сколько себя помню, безнадежно взрослые, «здравомыслящие» люди бросали один и тот же упрек во все времена: «Вы отрываете ребят от реальности, создаете с ними какую-то свою утопию, которой нет места в жизни!»

Да, мы владеем методом совместного строительства с ребятами иной, другой, нежели обыденность, жизни. Но это, как подчеркивал еще мой учитель Симон Львович Соловейчик, не «другая другая» жизнь, а «эта другая» жизнь.

То есть не уход в вымысел, в воображение, в бессознательную мечтательность либо в галлюцинации – а творение из той реальности, какая нам дана, реальности иной, лучшей, в конечном счете более реальной, где чувства острее, дружба выше и чище, краски ярче…

«Инобытие» - так называет доктор педагогических наук, директор 825-ой московской школы Владимир Абрамович Караковский ту особую, красивую жизнь, которая неизбежно зарождается уже на второй-третий день коммунарского сбора (ту же истину творения иной реальности могут подтвердить авторы многих педагогических систем, просто «питерская» методика И.Г. Иванова дает оптимальный результат за более короткий промежуток времени).

И дело не в самой по себе технологии, а в том, что с ее помощью происходит творение особых отношений между людьми, при которых жизнь организуется по-человечески (термин поздней Фэя Шапиро). То есть по законам красоты и добра, альтруизма, одухотворенности, поиска и обретения высокого смысла жизни.

Опять же речь о естественных, но высших по иерархии человеческих потребностей. О ценностях, которые вроде бы, по приговору взрослых экспертов, сегодня явно не ко двору.

Но ведь – «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу».

Вот это и есть, по-моему, главный вызов времени новому поколению: каков ваш выбор?

… Есть такое понятие: круг чистой воды. Пусть человек не властен изменить целиком мир (хватит с нас строительства тотального счастья всех народов и мира во всем мире). Но он властен изменить себя, сделать чище круг ближайшего окружения, круг чистой воды – постепенно расширяя его, сколь позволит сила таланта и решимости.
Самая благодарная для этого территория – территория Детства. И наличие своей команды на этой территории.

В обществе зреет запрос на такие команды – многие фирмы создают лагеря для детей своих сотрудников, открывают собственные педагогические программы, растет количество студенческих педагогических отрядов…

Но мы обращаемся к тем, кто идет к детям не только ради прохождения практики или вожатского заработка, что само по себе, конечно, тоже не плохо.
Но мы старшие, готовы передавать Ключи, Ключи от Утопии, от Сказки тем, кто и вправду рискнет вообразить себя Волшебником, рискнет поверить в чудо, как верят в него дети и – приступить к творению добрых, умных чудес вместе с ребятами.
Итак, на связь вызываются Волшебники от поколения двадцатилетних. Команды молодых людей, сложившиеся вокруг педагогических систем школ, лагерей, социальных проектов работы с детьми и подростками.

Им будет присвоено звание Магистр Игры. Первыми значки с этим наименованием получили команды вожатского отряда «Товарищ» (лагерь актива «Соколенок», Кострома) и отряд «Город «Надежда» (Кострома), а так же содружество инициативной молодежи при СПО-ФДО.

Начало акции «Ключи от утопии» см. в «УГ» от 3 марта и 18 мая с.г., репортажи из «Соколенка» - в номере за 24 августа с.г.

Вас ждут очные и заочные занятия Старших Волшебников в звании Маэстро Игры, творческие задания оргкомитета.

Наша почта: alij.parus@gmail.com – клуб «Алый парус», будущий пресс-центр Игры.

Итак, точка отсчета названа. Время пошло.

Мы должны успеть.

С Богом, друзья!

Ольга МАРИНИЧЕВА
Москва – Кострома – далее везде
Tags: Мариничева Ольга, командор, коммунарство
Subscribe

  • Дружбы. net?

    Дружба: одно из самых сложных и противоречивых чувств. Что такое настоящая дружба? Загадка веков. Сейчас, по мнению многих, "настоящей…

  • Ретроспектива фильмов Хаяо Миядзаки

    Ретроспектива фильмов Хаяо Миядзаки 8 мая 2010 года в «Домжуре» в связи с открытием киноклуба «Animotion» стартует ретроспектива…

  • День Рождения!

    А сегодня День Рождения у нашей Лизы! Мы даже не будем здесь ничего ей желать, уверены у нее и так все будет заМЕЧТАтельно, она молодец!:) Ура, Лизе!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments